Зачастую, граждане Российской Федерации сталкиваются с неисполнением взятых на себя обязательств со стороны магазинов и нарушением своих прав потребителей. Магазины идут на конфронтацию с законом ради своей выгоды.
Одним из нарушений является отказ продать товар по заявленной цене, игнорируя то, что потребитель имеет право на предоставление ему достоверной информации, обеспечивающей правильность выбора. Об этом напрямую говорит статья 10 п.1 Закона "О защите прав потребителей":
"Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора".
Даже в случае ошибки в цене, продавец обязан продать потребителю товар по заявленной им цене.
Отстоять свои права потребителя поможет досудебная претензия (шаблон на понуждение к продаже по заявленной цене - здесь).
Также, с примерными формами документов, можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора. Здесь представленный шаблоны претензий и исковых заявлений по разнообразным нарушениям:
Досудебная письменная претензия, не является обязательной с точки зрения положений Закона «О защите прав потребителей» - потребитель вправе сразу обращаться в суд. Но, практика показывает, что суды не принимают к производству исковые заявления без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, и возвращают заявление с пометкой "оставлено без рассмотрения".
Если требования, описанные в претензии, не будут удовлетворены продавцом, то претензия перейдет в ранг процессуальных документов, необходимых для гражданского судопроизводства. Тогда копия претензии и ответ на нее ложатся в основу судебного иска.
Алгоритм действий:
Шаг №1. Составить претензию в 2-х экземплярах, проставить дату и подпись.
Шаг №2. Отдать претензию представителю магазина, подписать и проставить печать у представителя магазина второй экземпляр претензии и оставить его себе. Подпись представителя магазина подразумевает ее расшифровку (фамилия, имя, отчество, должность), дату принятия.
На этом этапе, как правило, разговор переходит в конструктивное русло и вам начинают предлагать выход из вашей ситуации (согласие отдать покупку, предложение подобного товара, начисление бонусов и т.п.) соглашаться или нет, решайте сами.
Если представитель магазина не принимает, и не подписывает претензию
Явно оставить претензию на стойке магазина. Спросить, где находится «Уголок потребителя» (он обязателен). В «Уголке потребителя» найти юридическую информацию о магазине, и переписать ее (сфотографировать). Возможно, после этих действий у вас примут претензию, если нет, то пункт ниже.
Если нет возможности отдать претензию представителю магазина
Отправить претензию обычной почтой, так вы зафиксируете дату отправления претензии. Это может быть важно, если вы посылаете претензию по почте в последний день, когда по закону вправе предъявить требование. Квитанцию об отправке необходимо сохранить.
Письмо обязательно следует отправлять с описью вложения и уведомлением – так вы узнаете, когда продавец получил письмо и сможете рассчитать нарушил ли он сроки, данные ему Законом «О защите прав потребителей» на ответ и начать расчет неустойки.
Шаг № 3. Отсчитывайте 10 дней с подачи претензии. Продавец не обязан отвечать на претензию. В силу четких указаний закона он должен в установленный срок или удовлетворить ваше требование, или отказать в этом. При этом под отказом понимаются, как фактический отказ, так и любое бездействие.
Шаг № 4. Направить претензию в Роспотребнадзор для инициализации внеплановой проверки.
Существует три способа подачи жалобы:
- лично посетить один из региональных подразделений;
- направить жалобу письмом через Почту России;
- направить жалобу в электронном виде.
Шаг № 5. Подавать исковое заявление в судебные органы или не подавать, решайте по ситуации.
Посоветуйтесь с юристом общественного объединения потребителей в своем городе.
В составлении искового заявления может помочь Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), при официальном обращении в данный орган власти. Так же Роспотребнадзор может выступить в суде, и предоставить свое заключение о нарушении прав потребителя.
Судебная практика показывает, что заключение органов Роспотребнадзора по делам в сфере защиты прав потребителей часто имеют определяющий характер. До подачи искового заявления необходимо направить исковое заявление ответчику, по аналогии с подачей претензии из п.2, и приложить доказательство уведомления.
Шаг № 6. Ожидайте определение о принятии искового заявления к производству с подписью судьи по почте.
Шаг № 7. Встреча с представителем магазина на предварительном судебном заседании (на этом этапе представитель магазина может предложить варианты решения).
Шаг № 8. Судебное решение.
Издержки оплачиваются истцом или (и) ответчиком, в зависимости от решения. При подаче в суд заявлений о защите прав потребителей, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. рублей.
После предъявления претензии, как правило, проблема решается и до суда дело не доходит.
Законодательно срок подачи досудебной претензии не определен, но подразумевается разумный срок подачи претензии.
На официальном сайте Федеральной налоговой службы можно узнать юридический адрес магазина по его наименованию, ИНН, ОГРН.
Помочь получить взысканную сумму и товар поможет Федеральная служба судебных приставов (официальный сайт).
В случае, не исполнения ответчиком решения суда добровольно, будет возбуждено исполнительное производство и приняты меры к принудительному исполнению решения суда.
Если в судебном заседании вы заявите ходатайство о направлении исполнительного листа для принудительного исполнения, суд самостоятельно направит его в соответствующий отдел судебных приставов для исполнения решения суда.
Пример использования
На момент заказа в магазине "Эльдорадо" цена по акции - 11 190 рублей

На данный момент, после корректировки, цена в магазине "Эльдорадо" - 74 990 руб.

Заказы по цене 11190 рублей, были незаконно отменены "Эльдорадо".
В этом случае, целесообразно использовать досудебную претензию.